Вернуться на главную страницу

Школа ­ это место в сердце

6 Октябрь 16:57 2017 В закладки Печать страницы

Гимназия №6 – это не просто школа, это огромный мир, который не одно десятилетие создавали учителя вместе с учениками. Это не место на карте Губкина. Это – место в сердце.

Директор гимназии, учитель истории и обществознания Сергей Вольваков – личность не просто неординарная, как говорят его ученики: «по составу сердца – уникальная». Интересная характеристика.

- Вот этот крест с мощами святого. 18 века, - Сергей Петрович увлеченно рассказывает об очередной археологической находке. Наш фотограф старается запечатлеть святыню. Я держу ее в руках и понимаю, что человек, жизнь которого посвящена таким вещам – уже история. С ним интересно говорить, его интересно слушать: хочется скинуть лет эдак …дцать – и за парту, на урок истории…

Впервые об учителе истории Вольвакове наши газеты рассказали в 1996 году. Тогда молодой специалист из Губкина выиграл областной конкурс «Учитель года».

До сих пор он помнит каждого участника всероссийского этапа конкурса. Говорит, очень сильные люди, интересные учителя. Общение с ними многое дало начинающему педагогу. «Возможно, именно там я до конца осознал, что значит быть учителем, - делится Сергей Петрович воспоминаниями. – Для человека, избравшего этот путь, - учительство становится даже не смыслом жизни… самой жизнью».

А начало этому пути положила школа. Замечено, что хорошими учителями становятся ученики хороших учителей. Сергей Петрович не исключение. Но версий попадания в профессию у Вольвакова несколько.

- С высоты прожитых лет анализирую, - улыбаясь, рассказывает директор гимназии. - Сказать что только учителя повлияли на мой выбор, наверное, нет. Возможно, книги, которые в тот момент мы все читали. И потом, Вы знаете, мы все тогда были истыми комсомольцами. И для нас решение партии, правительства играло не последнюю роль. Был 25-й съезд партии. И вот Леонид Ильич Брежнев в отчетном докладе посетовал что в целом в школе всё хорошо, только вот мужчин не хватает. И я это воспринял как команду «на целину» или, что тоже близко, «в открытый космос». Но целина уже была покорена, в космос тоже пробились, и я посчитал, что надо идти в школу. Есть еще одна версия - шутливая. На выпускном вечере классная руководительница горевала по поводу расставания с нашим классом: «Ребята, вы никогда не увидите больше родную школу, никогда больше не почувствуете этого тепла, дыхания детства». Я тогда подумал, почему это никогда. Можно же вернуться, но в другом качестве.

А еще юношу, перед которым были открыты все двери привлекал конкурс. На истфак тогда было 25 человек на место(!) Чтобы пробиться, абитуриент готовился целый год. И потом – этот дух соперничества, борьбы, вкус победы… «Знаете, я от учеников порой слышу: Мне бы на ЕГЭ хоть порог перейти» Нет! Нельзя так. Даже 70 баллов – это мало для цели. Цели надо правильно ставить. Без фанатизма, конечно. Но гимназистам я всегда говорю: Nemo omnia potest scire. — Никто не может знать все. Но стремится к этому похвально».

 

Он закончил БГПИ им. М.С. Ольминского (сейчас это Белгородский университет). Естественно, истфак. Преподаватели его до сих пор помнят. Обе дочери и зять учились на этом же факультете. «Папа, учиться после тебя невозможно, - жаловались студентки, - смеясь, рассказывает учитель истории. – Слишком хорошие ты о себе впечатления оставил. Приходится «держать высоту». Память преподавателя хранит только хорошее о своих учениках, студенты – не исключение. Но разочаровывать детей я не стал. Решил: пусть стремятся к высокому!» Нелегкий труд студенток истфака был вознагражден: обе прекрасно закончили ВУЗ и уже преподают в губкинских школах. А вот свой первый урок Сергей Вольваков не забудет никогда. Честно отдав армейский долг родине, Сергей Вольваков вернулся в Губкин и пришел работать в училище №19. К первому уроку готовился всю ночь. Увы, оценить его труды пришло всего три человека. Хотелось все бросить. Остановили слова товарища о том, что уйти – просто, а вот уважение завоевать… «А потом уже и уходить не хотелось, когда себя преодолеваешь, что-то получается…Но первый урок – это как первая любовь».

На работу в Троицкую школу его позвала директор Зинаида Александровна Веретенникова. Становление Вльвакова как учителя произошло именно здесь. Его во всем поддерживали, помогали, делились опытом, знаниями, добрыми советами. Коллектив в этой школе крайне творческий был и остался. Все много работали и стремились к высоким результатам.

- По моему глубокому убеждению, учителю, чтобы состояться, помимо уроков, необходимо пытаться реализовать себя и в другом интересном важном деле. Т.е., раздвинуть рамки этого урока, учебного процесса. Я это сделал за счет экспедиций археологических. Мы с ребятами организовали археологический кружок. Изучали основы науки. А летом выезжали в настоящую экспедицию. И там уже на практике применяли полученные знания. А это всё очень серьезно. Когда увозишь детей на пару недель, их кормишь, за ними следишь, чтобы никто, не дай Бог, не заболел... Это огромнейшей степени ответственность. Но зато и результат замечательный. Тот человек, с которым ты съездил в экспедицию, это уже не просто учитель и отношения уже не просто учитель-ученик. Дети даже учиться лучше начинали. Потому что подвести Сергея Петровича, с которым из одного котла кашу ели, нельзя. Между прочим, в нашей педагогике этот аспект не до конца изучен. И этим хотелось бы заняться.

Слушая историка, задаю вопрос, на мой взгляд, сложный для человека, которому живое общение – искреннее, настоящее – очень важно: «А не боитесь в этом содружестве с учениками потерять авторитет учителя?» Ответ не удивляет. Он не боится. Напротив, стремится его укрепить, позволив каждому ребенку быть с ним открытым и очень значимым.

В этом его поддерживает друг, соратник и супруга, учитель музыки и мировой художественной культуры Светлана Вольвакова. Они познакомились в Троицкой школе. Педагогика связала их прочными узами: любви друг к другу и профессии.

- Прошло столько лет, а я до сих пор восхищаюсь профессией учителя, - отвечает на вопрос о своем выборе Светлана Николаевна. – Мой выбор был предрешен. Можно сказать за меня его сделали учителя. Я была счастливой ученицей. Потому что среди любимых учителей были почти все преподаватели: математики, русского языка, мой классный руководитель… Я, как и многие дети, росла с мечтой стать похожей на них.

Стала. Закончила Губкинское музыкальное училище, затем Воронежский институт искусств.

- Детям не надо прививать любовь к музыке. Они с ней рождаются. Все дети талантливы. Роль учителя помочь ребенку раскрыться. У кого-то слух идеальный, у кого-то чувство ритма замечательное врожденное, у другого интонирование очень чистое. Школьный концерт – это для каждого ребенка большая сцена, готовая принять его таким, какой он есть, и подарить ему много положительных эмоций, - считает Светлана Вольвакова, которая порой до темна возится со своими юными музыкантами. И гимназия славится торжественными вечерами. Среди учеников Вольваковой немало победителей городских, областных конкурсов, хор гимназистов стал лидером на областном конкурсе, завоевав гран-при. Побед много, но главная – это музыка, которая звучит в сердцах гимназистов. И эта музыка о любви к родной школе, малой родине, друг к другу…

- Современные дети – замечательные. Очень живые. С ними тоже нужно живым оставаться, быть «на одной волне». Знать и любить то, что знают и любят они. Интересоваться их жизнью. И тогда в современных ритмах рэпа зазвучат и классические звуки, - уже прощаясь, спеша на урок, говорит учитель с большим стажем Светлана Вольвакова.

- Знаете, Светлана Николаевна, как-то по молодости посетовала, что мы мало занимаемся воспитанием детей, - задумчиво возвращается к нашей беседе Сергей Петрович. – Я тогда с ней не согласился. Ведь мы – и учителя, и родители – воспитываем личным примером, своим отношением. Сегодня в образовании этому уделяют особое место. Нельзя просто учить. Надо воспитывать личность. Здесь на рабочем месте мы делаем это, показывая свое личное отношение к проблеме, отвечая на вопросы своих учеников, а они бывают весьма резкие, каверзные. Мы воспитываем детей и своим отношением друг к другу, к жизни, ко времени, к истории, показывая свою гражданскую позицию. В одном тандеме с органами власти, которые всесторонне нас поддерживают, мы действительно сможем помочь нашим детям стать сильными, образованными людьми.

Шестая гимназия - это не обычное учреждение образования. Это даже не просто элитная школа, где углубленно изучаются гуманитарные науки и языки. Это – не просто индивидуальный подход к каждому ученику. И это не просто учительский состав высшей категории. И это не погоня за результативным обучением. Это, по мнению, Сергея Вольвакова, прежде всего те люди, которые создавали эту гимназию. Они создавали образ гимназии в городе. Например, Варвара Кирилловна Бородаева. Она и ее муж Павел Павлович столько в своих учеников вкладывали! До сих пор все это действует.

- И мы, педколлектив, стараемся все это сохранить. Гимназия – это образец классического гуманитарного образования в России. Герб, который у нас на знамени гимназии, он же был еще на пуговицах учителей дореволюционной гимназии. Это пеликан, который в засушливые времена разрывает перья на груди, чтобы своей кровью накормить птенцов, как символ самопожертвования.

Пару лет назад гимназисты решили помочь жителям Новороссии. Продукты собрали легко – целую Газель нагрузили. А вот переправить через границу оказалось значительно сложнее. Помогла одна из родительниц, вышедшая на связь с группой «Ночные волки». Они и передали гумпомощь жителям Донбасса. Такие они – гимназисты, которым с малых лет знакома сила единства, позволившая им шагнуть далеко за рамки образовательного процесса.

Пятого октября - день в календаре, который отмечен красным не только для учителей, но и их воспитанников. Так что, Сергей Петрович от души пожелал всем школьникам состояться в жизни: чтобы воплотились в них самые лучшие помыслы и деяния благородные.

«А коллегам я бы пожелал, чтобы работа и дело, которому они посвятили жизнь, приносила бы им удовлетворение. Чтобы утром хотелось идти на работу, а вечером возвращаться домой. И благодарных учеников».

- А что бы Вы пожелали себе, как руководителю?

- Себе ничего не надо желать. Надо работать.

Елена Филатова

Фото Николая Анисимова

comments powered by HyperComments