Шапка
Великий русский на языке ребенка

Великий русский на языке ребенка

«Какое вкусное кофе», – сказала она. И тут я понял, что свадьбы не будет…

Конечно, такая драма из жизни «хронических филологов» скорее крайность, но, согласитесь, грамотная речь украшает человека. А дальше – больше. К примеру, если у вас всю жизнь «проезжая мимо станции слетает шляпа», то вряд ли вы журналист на федеральном канале, скорее, вы – клининг-менеджер в «ихней» студии, и в «тормозок» себе «ложите сардэлку». Конечно же, вы можете резонно заявить, что «в гробу, у белых тапках видали» любой такой диспут о «дЕньгах» и «деньгАх», потому что у вас их всё равно нет и, «по этой жизни», не предвидится…, но такой философский взгляд на вещи – ваше личное право, как взрослого человека. А вот что делать, когда такие проблемы с речью встречаются у деток? Не обращать внимания, потому что «это же маленький ребёнок и пока ещё только растёт»?! К сожалению, некоторые так и поступают. Однако, такие дефекты речи и неправильное построение предложений у малыша – могут стать причиной плохой успеваемости, нарушения развития и быть следствием травм, полученных ещё в период внутриутробного развития. Непонаслышке об этом знают сотрудники губкинского детского сада компенсирующего вида № 3 «Белоснежка» — учителя-логопеды Татьяна Селезнёва, Наталья Стёпичева, Екатерина Стрижак, Татьяна Черных и заведующая этого учреждения Елена Севрюкова, закончившая в своё время отделение сурдопедагогики Московского государственного педагогического университета. С ними о дефектах речи у детей мы и побеседовали.

Трудно выразить, насколько важна помощь этих специалистов малышам. Дело ведь далеко не только в эстетике.

— Если ребёнок привык говорить «вампа» вместо «лампа», то и диктовать себе в уме он будет это слово именно так. Отсюда идут уже проблемы с письмом, успеваемостью ребёнка в школе, — поясняет Татьяна Селезнёва.

И действительно, если своей главной задачей родители зачастую видят купить своему чаду рюкзак и тетрадки к первому классу, то вся остальная работа лежит на плечах этих женщин. К слову о родителях, их роль в формировании речи малыша так же трудно переоценить. Бывает и так, что только уже от специалистов детсада «Белоснежка», казалось бы, взрослые папы и мамы узнают, что их малышу не идёт на пользу постоянно слышать в стенах дома – «нехай» вместо слова «пусть». Да и сами родители, наверняка, не напевали своим деткам «Нехай бегут неуклюже пешеходы по лужам…» Но всё-таки привычка — это лишь одна возможная причина нарушений речи.

— Экология, неправильное родовспоможение, травмы, полученные в период внутриутробного развития, наследственные проблемы являются основными причинами дефектов речи у малышей. И не в последнюю очередь к таким проблемам приводит искусственное вскармливание новорождённого, — отмечает Татьяна Черных. – Из соски, даже суперновомодной, малыш без всяких усилий получает питание. И ему не нужно делать активных движений мышцами рта и языка, следовательно, они и не развиваются, как им следует.

Но что же делать после того, как родители «позаботились» о работе для логопедов?!

— Мы ни в коем случае не говорим малышу, что он произносит какие-то звуки неправильно, чтобы не нанести ему психологическую травму, заронить комплекс неполноценности. Наша главная работа – создать для деток условия, когда они сами смогут «провести работу над ошибками», — делится с нами тонкостями профессии Татьяна Черных.

И, казалось бы, тут перед педагогами встаёт невыполнимая задача. Ведь мягко, ненавязчиво и незаметно в работе с нарушениями речи у малышей нужно поочерёдно провести работу на нескольких уровнях. Это: выработка правильного физиологического и речевого дыхания; развитие мышц артикуляционного аппарата – языка, щёк, губ; грамматическое оформление речи. А, как известно, игра – вот залог успеха в работе с детками! Выработке правильного речевого дыхания помогают игрушки-тренажёры – глазастая лягушка, крокодильчик, веселящие малышей жужжанием пропеллеров, когда ребята на них дуют, от чего карапузы ещё задорнее стараются раскрутить ветряк. Да и простое надувание воздушного шарика для 5-летнего ребёнка будет отличной тренировкой лёгких и необходимых групп мышц. К слову о мышцах, в развитии артикуляционного аппарата также не обходится без позитивных эмоций. «Цок-цок-цок» — звонко щёлкает языком педагог, показывая деткам, как звучат шаги лошадки. Вот уже кто-то из малышей подхватывает «мотив» и копирует звук. Ну а после того, как втянулся первый, в остальных ребятах просыпается соревновательный дух, и вот уже малыши наперебой стараются «перецокать» соседа. Работа идёт в ногу со временем, нашим учителям на помощь приходят компьютерные программы, где деткам нужно произносить и таким образом закреплять определённые звуки, чтобы помочь персонажу игры преодолеть какое-нибудь испытание. Видеосъёмка и диктофонные записи также активно используются в работе здешних педагогов.

— Мы делаем записи, когда малыши с такими проблемами только приходят к нам, в процессе работы с ними и на завершающем этапе, чтобы иметь возможность анализировать эффективность упражнений, — отмечает Екатерина Стрижак.

Что же ещё важно в этом нелёгком труде? Опыт предыдущих поколений! Со словами искренней благодарности и большого уважения логопеды отзываются о педагоге с 40-летним стажем, долгое время проработавшем в этом детском саду, Ольге Долмановой, чей труд неоднократно был отмечен Почётными грамотами управления образования и государственной наградой. «Как говорится, «сделано в СССР», лаконично резюмируют коллеги, говоря о трудолюбии, готовности всегда помочь своим коллегам, внимательности и доброте Ольги Долмановой, бесценного специалиста, которой было под силу поставить сложные звуки даже деткам с такими серьёзными проблемами речи, что малыши и не говорили вовсе, а занимались звукоподражанием.

Завершая нашу беседу, учителя-логопеды дают простой и бесценный совет родителям.

— Для нас очень важно, чтобы папы и мамы ответственно относились к домашним заданиям, которые получают наши воспитанники. Даже если нужно просто несколько раз прописать и проговорить какие-то слоги, это не значит, что такое лёгкое задание можно отложить «на другой раз». Главный залог успеха – это комплексная и регулярная работа, не только в стенах нашего садика, но и дома, — говорит Наталья Стёпичева.

Не поленитесь поговорить с вашим малышом на прогулке. Спросите: «Травка какая?» – «Зелёная». «А асфальт какой?» — «Серая». Значит, самое время подсказать малышу, что асфальт – серый. Купаете малыша в ванной – киньте в воду шарик для пинг-понга, и пока ребенок будет дуть и «гонять шарик по морским волнам», он будет делать свои маленькие шажки к здоровью и правильной речи.

Максим Мартынов

Фото автора

07 октября 2016, 15:54    Редакция Эфир Губкина 0    124

Правила комментирования

Пожалуйста, прочитайте наши правила прежде чем оставлять комментарий.

Популярные новости

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.