Местное самоуправление: 20 лет созидания

Местное самоуправление: 20 лет созидания

20 лет назад в России произошло важное событие — были сформированы органы местного самоуправления, их становление и развитие в государстве было неизбежным и необходимым процессом. Основной задачей органов местного самоуправления города Губкина и Губкинского района стало обеспечение не только стабильной работы, но и развития муниципального образования. Благодаря выбранным приоритетным направлениям социально-экономической политики, за эти годы для губкинцев была создана комфортная среда проживания — свидетельство того, что власть действовала в интересах людей. О том, как проходило становление органов местного самоуправления Губкинского городского округа, мы поговорили с первым председателем Губкинского территориального Совета депутатов Юрием Жилиным.

— Юрий Николаевич, в канун юбилея какую общую характеристику Вы можете дать местному самоуправлению? На чем основаны взаимоотношения органов муниципальной власти и населения?

Прежде всего, необходимо сказать, что местное самоуправление – это первый уровень публичной власти, наделенный законодательством определенной компетенцией, призванный решать вопросы жизнедеятельности населения на подведомственной территории.

Что входит в понятие «компетенция»? Это содержание и объем правомочий, которые имеют органы власти или их должностные лица.

В компетенцию входят два элемента: предмет ведения, т.е. круг рассматриваемых вопросов, и полномочия – объем прав и обязанностей, предоставленных нормативными правовыми актами для решения тех или иных задач.

Нередко взаимоотношения местных органов власти и населения выходят за рамки обозначенной компетенции, т.к. общие проблемы, имеющиеся в государстве, в обязательном порядке проецируются на муниципалитеты.

И от того, насколько своевременно и эффективно они реагируют на их решение, напрямую зависит отношение граждан ко всем уровням власти.

— Давайте вернемся к предыстории. 1996 год – какой была структура органов местного самоуправления на тот период? Какие изменения пришлось вносить в ходе реформы местного самоуправления?

— 1996 год действительно являлся значимым, т.к. в марте впервые были проведены выборы главы местного самоуправления и депутатов территориального Совета первого созыва. Сельские территории были представлены назначаемыми главами администраций и представительными органами – Земскими собраниями.

В состав Губкинского муниципального образования входили Губкинское и Троицкое городские и 10 сельских поселений со статусом местного самоуправления.

С точки зрения формирования нормативной правовой базы период был, безусловно, сложный, т.к. многие вопросы приходилось отрабатывать с чистого листа. Понятно было стремление отдельных вновь избранных депутатов решать все сразу и в меру своего понимания обустройства общественно-политической системы местного сообщества.

Отсюда исходили и острые дискуссии на сессиях, и дебаты по повестке, которые иногда превышали 40-60 минут.

Но в целом время было очень интересное, насыщенное многочисленными событиями, и я благодарен депутатам Совета первого созыва за их активное участие в становлении местного самоуправления на нашей территории.

Депутаты первого созыва избирались по 20 одномандатным округам, глава местного самоуправления по должности входил в состав Совета и руководил его деятельностью. Однако после нескольких лет работы стало ясно, что такое количество депутатов не может представлять весь социальный срез общества.

Не было также возможности сформировать полноценные постоянные депутатские комиссии как по численному, так и по профессиональному составу. Поэтому была принята вынужденная мера, в соответствии с которой отдельные депутаты входили и работали в составе нескольких комиссий одновременно.

Ну и самое главное, если в 90-е годы только городской Совет представляли 115 депутатов, т.е один депутат представлял примерно 600-700 избирателей, то на каждого депутата в 1996 году приходилось 6-7 тыс. избирателей.

Естественно, что о полноценной работе депутатов в избирательных округах (особенно в сельской местности) не могло быть и речи. Потому в Устав была заложена новая норма численности депутатов, и во втором созыве избирались уже 35 депутатов.

На мой взгляд, такая численность оптимальна как для работы непосредственно в избирательных округах, так и для работы в комиссиях и на сессиях Совета депутатов.

— Какие документы, нормативные акты были приняты в первую очередь? Как проходило формирование нормативной базы? Что это дало населению? С какими трудностями пришлось при этом столкнуться?

— Самое пристальное внимание было уделено основному Закону территории – Уставу муниципального образования.Мы отказались от предлагаемых типовых вариантов, которые отличались лишь изменением названия административной территории, а почти 4 года работали над своей редакцией, которая и сейчас является основой действующего Устава.

Кроме того, были разработаны и приняты нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность Совета, администрации и их должностных лиц, положения, определяющие порядок финансовых, социальных, коммунальных, торговых и бытовых отношений на территории.

Самым значимым событием в период деятельности местного самоуправления на то время являлся переход от двухуровневой системы местного самоуправления к одноуровневой.

Законодатели установили заранее невыполняемые обязательства, заложив в компетенцию сельских поселений такие нормы, как транспортное обслуживание населения, содержание и ремонт автомобильных дорог, формирование и исполнение собственного бюджета и т.д.

Мы подсчитали, что даже такое мощное поселение, как п. Троицкий, имеющее как производственные, так и трудовые ресурсы, может максимально обеспечить формирование собственного бюджета только на 20-25%, а сельские администрации с населением до 1000 человек просто физически не могли исполнять обозначенные полномочия.

Поэтому, когда появилась возможность перейти на такую форму управления как «Городской округ», позволяющую объединить в единое муниципальное образование город Губкин и все сельские поселения, мы этим незамедлительно воспользовались.

Подготовительная работа была проведена огромная. Было найдено взаимопонимание как с областными органами власти, так и с населением объединяемых территорий, руководителями предприятий, организаций и учреждений.

Совместные усилия привели к тому, что в 2007 году все сельские и городские поселения однозначно высказались за объединение.

Результат очевиден, т.к. только концентрация финансовых средств технического и экономического потенциала позволила сделать многое в плане социального развития, строительства объектов здравоохранения, культуры и спортивных сооружений.

— Юрий Николаевич, расскажите, в чем особенности формирования органов местного самоуправления в РФ? Какие изменения произошли за эти годы в законодательстве, регулирующем деятельность органов власти? В чем особенности избрания депутатов на первом этапе и сейчас?

— Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте уточним, по какой модели шло развитие местного самоуправления в России за эти годы? Как известно, в мировой практике утвердились две основные модели местного самоуправления: англосаксонская (применяется в таких странах как Великобритания, США, Канада, Австралия, Финляндия, Дания и т.д.), континентальная — по которой пошли Германия, Франция, Италия, Австрия, Индонезия, Япония и другие.

— В чем их особенности? Какую модель развития местного самоуправления предпочли российские законодатели?

— Англосаксонская модель характеризуется тремя признаками: органы местного самоуправления самостоятельны в пределах своих полномочий от влияния органов государственной власти; отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов местного самоуправления вышестоящим; главная роль принадлежит не столько представительному органу (Совету), сколько профильным комиссиям, которые принимают окончательное решение по многим вопросам.

Вы спросите, а где же здесь роль государства? Его влияние косвенное: суды, прокуратура, министерства, центральное законодательство. При данной модели население может избирать не только депутатов Совета, но и высшее должностное лицо администрации.

В отличие от англосаксонской, континентальная модель местного самоуправления осуществляется под государственным контролем, т.е. при континентальной модели предусматривается наличие на данной территории представителей государства, наблюдающих за деятельностью местных органов власти.

При этой модели существует соподчинённость органов местного самоуправления разных уровней. Регионы следят за принимаемыми нормативными актами, определяют основные направления развития данных территорий, распределяют деньги, полученные от центральных властей.

Также при континентальной модели местного самоуправления местные органы власти могут принимать участие в осуществлении власти на национальном уровне, т.к. их делегаты представляют большинство в избирательных коллегиях.

Необходимо отметить, что масштабный государственный контроль в континентальной модели обуславливается значительными общегосударственными функциями, переданными местным властям.

Но обе эти модели имеют одно общее – смешанную систему финансирования, т.е. в соответствии с установленными полномочиями определяется соответствующее финансирование.

Из вышесказанного видно, что на первом этапе развития местного самоуправления в России мы тяготели к англосаксонской модели, затем в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены значительные изменения и, на мой взгляд, мы все больше движемся к континентальной модели или смешанной, как ее еще называют.

— Что мы приобрели и что мы потеряли при этом?

— Порядок избрания высшего должностного лица на уровне городского округа по Федеральному закону теперь определяется областной Думой, постановлением которой глава местного самоуправления избирается из числа депутатов Совета, а администрацию будет возглавлять назначенный, так называемый сити-менеджер.

Таким образом, граждане не имеют права избирать прямым голосованием руководителя территории, что коренным образом меняет ответственность и подотчетность его перед избирателями.

Существенно изменился порядок формирования Совета депутатов, 17 из них избирается непосредственно населением по одномандатным избирательным округам, а 18 по спискам политических партий.

Все-таки думается, что избрание депутатов прямым голосованием непосредственно по избирательным округам нашему населению предпочтительнее, т.к. голосовать приходится за конкретного человека, к которому всегда можно предъявлять спрос, чего не сделаешь в полной мере к депутатам-списочникам.

Причем прямые выборы ни в коем случае не ущемляют права представителей политических партий, т.к. они могут баллотироваться по всем 35 избирательным округам, заручившись поддержкой своих коллег.

Тем более, что Уставы партий достаточно лояльны к привлечению к выборам кандидатов, не являющихся членом той или иной партии.

Что касается депутатского корпуса, который за 5 созывов прошли более 140 человек, представляющих работников разных сфер деятельности, политические партии, общественные организации, то за свою работу на нештатной основе они заслуживают не только благодарности, но и всеобщего уважения и признательности.

В подтверждение могу назвать такие цифры: 2-х депутатов губкинцы повторно избирали в 5 созывах, 3-х депутатов — в 4-х, 9 — в 3-х, 7 депутатов в 2-х созывах.

Я думаю, что это и есть ответ избирателей на желание и стремление депутатов сделать жизнь нашего населения достойной и благополучной.

— Какие меры, по-Вашему, центральная власть должна предпринять, чтобы на местах было проще работать (вернуть какие-либо полномочия, принять законы и т.д.)? Можно ли утверждать, что начало всем позитивным преобразованиям было положено тогда, в марте 1996 года?

— Знаете, в самой идее местного самоуправления заложен огромный потенциал, т. к. люди работают, прежде всего, на свои конкретные интересы.

Это подтверждается многочисленными примерами развития местного самоуправления как в России, так и в мировой практике.

Как только органам местного самоуправления законодательно определили компетенцию и подтвердили это надлежащим финансированием — результат сказался практически мгновенно.

Достаточно вспомнить, что представляли собой Губкин и сельские населенные пункты 20 лет назад, и каковы они сегодня.

В чем причина такого всплеска в развитии социальной среды на нашей территории, да и в Белгородской области в целом?

Первое: стабильная работа реального сектора экономики позволила формировать бюджет территории на самодостаточном уровне.

Второе: в органы местного самоуправления пришли люди компетентные, неравнодушные, стремящиеся при малейшей возможности использовать потенциал территории на благо ее жителей.

Третье: местная власть получила возможность конкретно заниматься вопросами, обеспечивающими жизнедеятельность подведомственной территории.

У руководителей территории появилась какая-то одержимость, стремление к соревновательности между муниципалитетами. Все новое мгновенно тиражировалось в других муниципальных образованиях. У нас был теснейший контакт с руководителями муниципальных образований Московской, Липецкой, Воронежской, Калужской и Нижегородской областей, Краснодарского и Ставропольского края и многих других.

Я думаю, что первый этап развития местного самоуправления в России был самым активным в стремлении изменить ситуацию к лучшему и эффективным в плане развития социальной сферы территории.

Что касается задач центральной власти, то она состоит в том, чтобы аккумулировать все имеющиеся положительные наработки, свести их в свод законов, позволяющий в полной мере исполнять органам местного самоуправления свои полномочия, которые в обязательном порядке должны быть подкреплены соответствующим финансированием.

— Что бы Вы пожелали всем тем, кто сегодня обеспечивает деятельность органов местного самоуправления в Губкинском городском округе?

— В органах местного самоуправления в большинстве своем трудятся люди компетентные, способные видеть перспективы развития территории, решать многочисленные каждодневные вопросы в целях благополучия ее жителей.

Пожелать хотелось бы одного: чтобы их труд приносил удовлетворение как им, так и населению, чтобы губкинцы были благодарны за организацию их быта, досуга, отдыха, и чтобы наши общие усилия позволяли развивать патриотизм и чувство гордости за свою малую родину.

24 марта 2016, 15:16    Редакция Эфир Губкина 0    416

Комментарии (0)

    Популярные новости

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.