шапка3
Три Спаса: любовь просто есть в твоем сердце

Три Спаса: любовь просто есть в твоем сердце

Август. Месяц, когда собирают урожай, а природа готова попрощаться с летом и открыть свои ворота осени. А еще этот месяц окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием Медового, Яблочного и Орехового Спасов. 

Люди несут в храм освещать плоды лета и ароматный свежий мед, совершенно не задумываясь ни о смысле праздника, ни об источниках народных традиций.  Внести ясность: что же стоит во главе этих праздников и как правильно их проводить, нам помог Благочинный первого Губкинского округа, настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора протоиерей Евгений Сапсай.

Вера или суеверие

– Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Ведь важен не «медовый» или «яблочный», главное слово здесь — «Спас», — сказал отец Евгений.

«Три Спаса» — православные торжества — уже давно стали близки и дороги людям, вне зависимости от их религиозности. Однако, как отметил настоятель собора, аграрная составляющая не должна теснить изначальное содержание понятий этих праздников. Ведь раньше как было? Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий – раньше все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Бога. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Господу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, несли его символическую часть в храм как знак благодарности Творцу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога».

И сегодня люди с радостью спешат в храм с корзинами яблок на праздничный молебен. И радуются каплям святой воды, попавшей на сочные плоды и лица. Радость — это всегда хорошо. «Только бы — не суеверная…» — печалится благочинный. Суеверие – то есть суетная, пустая вера, иногда подменяет веру живую, искреннюю. 

— Взять, к примеру, прекрасную  традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. Но только не в меде да овощах-фруктах основа праздника. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, но глубина эта становится парадоксально непостижимой именно из-за преобладания обрядного начала.  То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ, — объясняет отец Евгений. — Любой праздник нужно чему-то посвящать.  Каждый праздник должен делать человека лучше. Когда мы становимся щедрыми, милостивыми, готовыми поделиться с ближним, вот тогда и праздник в полном смысле этого слова настает. Ведь человек по природе своей, как минимум, двусоставен: тело и душа. И если выкинуть одну составляющую, то гармонии никогда достичь не получится. Именно поэтому сначала мы работаем, потом получаем плоды и с большим счастьем идем в храм, чтобы разделить свою радость.

– Главное – не доводить до фанатизма, – предупреждает служитель Церкви. – Во всем важна мера. Допустим, осветили яблочки, с радостью поделились с близкими, поздравили друг друга с праздником. Не нужно воспринимать чин освещения, как «ритуально-магическую услугу».  Христос сказал «По вере вашей да будет вам».  И это важно. С радостью и благодарностью надо относиться к освещенным плодам, делиться ими с близкими. Все гениальное просто. И к вере в целом нужно относиться проще. Как к любви. Она просто есть в твоем сердце. И ты не задаешь лишних вопросов. Не пытаешься докопаться до сути. Ты любишь не для чего-то. Не преследуя каких-то целей. Ты просто любишь. Вот так же просто нужно верить. 

Спас первый — медовый

Первый Спас, Медовый или Макковей празднуется 14 августа, люди освящают мёд.

 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем распятие Христа. Это очень важно для человека православного, для того, кто носит на груди крест. Орудие казни стало символом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – в начале августа часть Животворящего Креста выносили из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. Люди, совершавшие крестный ход, молились, просили защиты у распятого Бога и… получали ее.

Еще в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников – Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван еще и Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд — вкусное и очень полезное лакомство. Ну как же не поблагодарить за него Бога?! Вот так просто.

Спас второй — яблочный

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. Это престольной праздник кафедрального Спасо-Преображенского собора.

– Преображение Господне – это великий праздник. Согласно Писанию незадолго до своих крестных страданий Иисус Христос поднялся на гору Фавор, взяв с собой трех самых близких учеников: Иакова, Иоанна и Петра и преобразился перед ними: «Одежды его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Лицо Его стало подобно солнцу», — процитировал отец Евгений Евангелие. — Тем самым Он показал, что Он не просто человек, Он – Сын Божий. И тогда Он уже знал, что его ждет. Этот праздник – указание, напоминание нам о том, что как бы иной раз ни была трудна жизнь, какими бы немощными ни казались мы сами себе, какое бы видимое торжество зла ни происходило в окружающей нас действительности, вселенная – есть не просто запущенная машина, существующая дальше по своим внутренним законам и движущаяся на своем моторе.  Это любимое творение Божье и человек – венец этого творения.  Господь не всегда понятными нам, но несомненно руководимыми его любовью путями ведет всю эту Вселенную, все это творение и каждого человека к тому, чтобы не лишить его возможности такого же преображения.  И этот праздник с его яблоками и виноградом – маленькая частичка радости яблочно-виноградного осязания, обоняния и вкушения, до великой радости всепроникающей благодати Божьей.

Спас третий — ореховый

И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах.

– Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. В Евангелии сказано, что на куске ткани, которым после умывания отерся Христос, остался его лик. После прикосновения к полотну получил исцеление от проказы Авгарь, который правил в сирийском городе Эдессе. Нерукотворный образ долго хранился в Эдессе, но затем был перенесен в Константинополь. Ореховый Спас называют еще Спасом на холсте и хлебным. Потому что в это время заканчивается жатва хлебов, — поделился отец Евгений и пожелал губкинцам неиссякаемой милости Божьей и радости — с яблоками ли, орехами, медом … но обязательно — искренней и живой.

Людмила Филатова

Фото автора

10 августа 2018, 14:09    Редакция Эфир Губкина 0    273

Правила комментирования

Пожалуйста, прочитайте наши правила прежде чем оставлять комментарий.

Популярные новости

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.