Вернуться на главную страницу

К теме о школьной медали

9 Ноябрь 16:48 2017 В закладки Печать страницы

Вот уже прошло почти 10 лет, как не стало официальных льгот на поступление в вузы для медалистов. Чтобы получить золотую медаль, нужно заработать отличные итоговые отметки за два выпускных класса – десятый и одиннадцатый. И достаточно сдать два обязательных экзамена, то есть набрать необходимое минимальное количество баллов: по русскому языку – 24, по математике профильной – 27, а если это математика базовая, где результат измеряется не в баллах, то достаточно тройки. Результаты по другим экзаменам не в счет, даже если они неудовлетворительные.

Несмотря на все это, школьная медаль для многих - это заветная мечта, потому что продолжает оставаться особым знаком отличия тех, кто взял на себя ответственность учиться на «пять».

Фотография медалиста висит на доске почета, а его имя навечно значится в золотой летописи школы, педагоги еще не один год будут приводить его в пример последующим поколениям школьников. А какая это гордость для родителей и родственников! Бархатную коробочку с наградой не раз, как ценный трофей, будут показывать на семейных торжествах.

Кроме того, ученик, получивший медаль, вызывает уважение окружающих. Действительно, во все времена наш народ почитал людей знающих, проявляющих усердие, трудолюбие, прилежание. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что для медалистов устраивается особый бал, где присутствуют первые лица региона, в ряде районов им вручают премии.

Обычно в сознании рядового человека медалист ассоциируется не только с пятерками, но и с высокими баллами на ЕГЭ, с победами на олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

Адыгейский случай побудил и органы управления образованием, и непосредственно образовательные организации тщательно проанализировать, а что из себя представляют белгородские медалисты, как они успевали, какие успехи имеют.

И вот здесь есть как раз повод для определённого разочарования. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ориентирует на то, что если выпускник медалист, то он просто не имеет права демонстрировать на ЕГЭ низкие результаты. В прошлом учебном году в нашей области медаль получили 875 выпускников и только 30% набрали в среднем за экзамен по 75 баллов (достойный для медалиста результат), а 19 учеников не набрали ни по одному экзамену более 50 баллов, все это заставляет серьезно задуматься о цене пятерки в аттестате и значимости медали. Есть случаи, когда будущий медалист получает «неуд» по предмету по выбору или по математике профильной, а ведь выбор предмета или уровня математики для сдачи – базового или профильного – это дело добровольное. Если ты не чувствуешь силы по математике профильной, ограничься математикой базовой. Зачем выбирать предмет, по которому нет знаний? И школа в этом плане могла дать совет. Вот и получилось, что 16 выпускников оказались с медалью, имея «неуд» по какому-либо экзамену: математика профильная – 10 человек, химия – 3 человека, история, обществознание, физика – по 1 человеку.

В связи с этим возникают вопросы к объективности школьной отметки, на каком основании учитель ставил пятерки, если выпускник предмета глубоко не знает, как мог педагогический совет, в чью компетенцию входит допуск выпускников к государственной итоговой аттестации, это сделать, если программа не освоена на должном уровне. Осуществляя допуск, педсовет поручается за выпускника, дает своего рода гарантию за достаточный уровень знаний. Пока же педсоветы многих школ выполняют свои функции формально. В самые короткие сроки общими усилиями такое положение предстоит преодолеть.

Однозначно очевидно, что ЕГЭ нацеливает систему образования на подготовку думающего, умеющего рассуждать и аргументировать свое мнение выпускника, владеющего основами наук. Мы не можем этого не учитывать, когда речь идет о медали. Задания ЕГЭ как раз и позволяют дифференцировать выпускников по уровню подготовки. Выпускники, получившие по результатам ЕГЭ, например, 40, 50 или 80 баллов, отличаются друг от друга вовсе не количеством ошибок, а глубиной знаний и владением способами деятельности. К медалистам это относится вдвойне.

Так ли это на самом деле, что все привилегии для медалистов упразднены? Не совсем. К примеру, если у двух абитуриентов оказалось одинаковое количество баллов, то предпочтение отдадут тому, у кого есть медаль. Более того, многие вузы в последнее время для медалистов стали устанавливать дополнительные баллы, причем немалые – порою до 10. А это уже кое-что значит.

Главное, чтобы медалью награждали тех, кто ее заслуживает, а не просто раздавали, чтобы медалисты с честью выдерживали дальнейшее обучение, чтобы отметки в школьных аттестатах соответствовали фактическому уровню знаний и чтобы в таком важном деле, как присуждение медали, не было протекции и игры в поддавки. У медалистов не должно быть нищих знаний. И тогда почетная награда не утратит своего престижа и не потеряет ценности. Пусть слова «Я медалист» или «Он медалист» будут наполнены истинным золотым смыслом.

 

Николай Рухленко,

начальник управления по

контролю и надзору в сфере образования департамента образования области

comments powered by HyperComments